В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.
Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:
групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;
домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время – одна из самых актуальных задач современного общества и одновременно одна из самых сложных. Сегодня в российском образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Согласно Федеральному образовательному стандарту к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся: - глухие дети; - слабослышащие и позднооглохшие дети; - слепые дети; - слабовидящие дети; - дети с тяжелыми нарушениями речи; - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; - дети с задержкой психического развития; - умственно отсталые дети; - дети с расстройствами аутистического спектра. Для каждой категории детей в ФГОС представлены примерные адаптивные основные общеобразовательные программы, а также прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы. Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также без создания специальных условий, независимо от вида и типа образовательной организации, в которой он обучается или собирается обучаться. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя: 4 использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др. Кроме того, в образовательной организации предусматривается создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в здания и помещения образовательной организации и обеспечения их комфортного пребывания и обучения в ней (включая пандусы, специальные подъемники и лифты, специально оборудованные туалетные комнаты, специальные средства ориентации в образовательном учреждении – для слепых и слабовидящих, для глухих и др.), специально оборудованные учебные места, предназначенные для конкретной категории детей с инвалидностью (для слепых, для слабовидящих, для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы и т.д.), специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и технические средства. В определении стратегии и тактики обучения ребенка с теми или иными особенностями здоровья чрезвычайно важную роль играет не только создание специальных условий, но и заключение психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). Во-первых, в заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии 5 необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Во-вторых, в заключении даются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.